Актуальность создания Православных Душепопечительских Центров

Сегодня актуальность проблемы наркомании в России находится на том уровне когда, фактически, каждый человек сталкивается с ней тем или иным образом. То, что ещё сравнительно недавно казалось невозможным, ворвалось в нашу жизнь во всей жестокой реальности.

Наряду с наркоманией, алкоголизмом, снижением рождаемости, старением населения, омоложения болезней, нравственным растлением, СПИДом, эпидемией туберкулеза и многими другими причинами возникла реальная угроза для существования нашего народа и в целом России.

Чтобы правильно противостоять одной угрозе, той же наркомании, необходимо четко представлять себе общую картину. Необходимо установить истинные причины этих явлений.

О наркомании сейчас достаточно говорится. Перед фактом ее быстрого распространения и недостаточной эффективности медицинских подходов большинство специалистов склоняются к мнению, что это необычная болезнь. Она затрагивает ту часть человека, о которой до сих пор не упоминают и не признают. Доступное знание высшей нервной деятельности и психических проявлений человека, очевидно недостаточно для того, чтобы эффективно противостоять той же наркомании. Речь идет о главной составной части человека - душе. Современная медицина в отличие от времен земских врачей, и даже времен Пирогова, Филатова, Павлова, Войно-Ясенецкого утратила всякое христианское представление о душе человека, а вместе с тем и о человеке, как целостном создании и личности. Чаще всего, современная медицина рассматривает человека, грубо говоря, как некий мешок атомов, молекул, тканей с электрическими разрядами. Причина болезней видится в физических, химических, генетических, биологических, экономических, социальных и еще каких угодно нарушениях. Для главного нарушения -грехопадения, связанного прежде всего с душой человека - места не остается.

Следовательно, чтобы правильно противостоять наркомании, нужно реально признать в человеке наличие души. С тем, чтобы наряду с общепризнанными научными методами влияния на тело человека, иметь возможность влиять и на душу человека, заботясь о самом главном, как учит Святое Евангелие: "Прежде всего заботьтесь о Царстве Божьем, а остальное приложится...". Забота о душе человека неразрывно связана с религией, обращением к Творцу, Богу.

В последнее время всё чаще и среди врачей слышно признание о духовной основе наркомании. В значительной степени это признание вынуждено. Оно обусловлено тем фактом, что несмотря на все совремённые достижения медицины, наркомания продолжает процветать. Очевидно, что упускается что-то очень важное, может быть, самое главное. Те, кто говорят о духовной основе, чувствуют это. Но есть то, что мешает правильно понять это, а тем более, практически учитывать в своей деятельности.

Это ничто иное, как атеизм. Врач, воспитанный в традициях атеизма лишён возможности увидеть духовную природу любой болезни.

Материалистическое восприятие человека значительно обедняет медицину, обрекая её во многих случаях на неудачу. Это восприятие лишает возможности врача воспринимать человека целостностно, как существо, преимущественно, духовное. Понятие о душе или вообще отсутсвуют, или сводятся только к психическим процессам. Разговор о нравственности вне среды её обитания- души- приобретает весьма абстрактный характер. Отсутствие правильных знаний о душе и является основной причиной невозможности учитывать духовный фактор в преодолении наркомании. Следовательно, чтобы познать, что такое душа, необходимо иметь пусть не богословское, но хотя бы первичное религиозное образование и некоторый личный духовный опыт.

С Православной точки зрения очевидно, что наркомания - это религиозный феномен, представляющий одну из форм идолопоклонства, в котором главная цель религиозного поиска -истина бессознательно подменяется поиском удовольствия и наслаждения. Наркомания - это в первую очередь духовная болезнь человека и общества, инициированная совремённым массовым культом гедонизма (----) и всеобщего потребительства. При этом наркомания есть явление, профилактируемое именно на духовном уровне, при условии принятия человеком, семьей и обществом проверенной веками христианской аксиологии (---) и антропологии.

В материалах Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года обращается внимание на то, что "поддержание здоровья в отрыве от здоровья духовного не является безусловной ценностью". Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге о целостносном составе личности. По слову самого Спасителя, Он "врачевал всего человека".

Наркомания - сложная проблема, и подход к ее решению должен быть комплексным. Эффективно лечить наркомана можно лишь грамотно работая с его личностью, окружающими его людьми и той жизненной ситуацией, в которой он оказался. Воздействие должно проходить не только на уровне организма (то есть, с помощью лекарств или физио- и психотерапии), наркоману должна быть оказана духовная помощь, и это - самое главное. Эта та помощь, которая направлена на изменение ценностей личности наркомана, на изменение его образа жизни, образа мыслей. И здесь не обойтись без священника. Хорошими помощниками могут стать психолог, нарколог, социальный работник, но всю их работу должен направлять человек, который занимается духовным врачеванием. Григорий Богослов еще в свое время говорил о преимуществе духовного врачевания перед физическим, ибо оно направлено на врачевание души человека, а значит, самого главного в личности - ее ядра. Как сказал Платон, нельзя лечить тело, не леча душу.

Именно создание Душепопечительских Центров может помочь возсоздать утраченный целостностный подход к человеку в лечении в т.ч. и наркомании.

Душепопечительские Центры являются новой организационной формой оказания бесплатной специализированной медицинской помощи наркозависимым, лицам, пострадавшим от оккультизма, тоталитарных сект, страдающим другими видами зависимости, где данным категория пациентов оказывается духовная, психологическая и врачебная помощь. Одновременно такие центры относятся и к определенным формам церковного попечения. Душепопечительский Центр - организация, в которой православные священники и врачи, тесно взаимодействуя друг с другом, участвуют в совместном лечении духа, души и тела больных в мировоззренческом согласии.

Цель реабилитационной программы ДПЦ - именно изменение образа жизни, а не медицинское лечение. Основу деятельности ДПЦ составляет христианское душепопечение. Православное душепопечение - это действия пастыря или православного христианина, направленные на спасение души человека для Вечной Жизни. Методы церковного душепопечения - таинства Церкви, направленные на лечение человеческой души, пораженной ядом греха, посредством благодати Божьей на личность. К таким таинствам относятся исповедь, причастие, соборование и т.д. Не случайно раньше земский врач наряду с врачебными рекомендациями мог посоветовать прибегнуть к церковным таинствам.

Впервые Душепопечительский Центр был организован в Москве в 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия на Крутицком Подворье иеромонахом Анатолием (Берестовым), доктором медицинских наук, профессором. Краткая справка о деятельности центра:

Реабилитация проводится в 3 храмах: Воскресения Словущего, на Крутицком Подворье, больничных храмах во имя преподобного Серафима Саровского при НИИ транспаталогии МЗ РФ и праведной Матроны Московской при НИИ Наркологии МЗ РФ.

Прием больных осуществляется на благотворительной основе коллективом из 15 врачей-специалистов в 2-3 смены.

В 1999 г. в Центре прошли реабилитацию свыше 3000 человек, практически из всех регионов России, в том числе 700 наркозависимых молодых людей, из них вошло в состояние устойчивой ремиссии от 65 до 80%. Организованы несколько общин монастырского типа в Ярославской области, и в Мордовской республики, в Краснодарском крае, Московской области. Непрерывно растет поток людей, обращающихся в Центр за помощью. Открыто первое в России наркологическое православное отделение в городской наркологической больнице № 17.

По образу и подобию Центра, на базе его уникальных методик создаются аналогичные центры и реабилитационные отделения и общины в различных городах России и ближнего зарубежья.

Учитывая масштабы наркомании и стойкую тенденцию ее распространения в Приморском крае, возникла острая потребность в решении этой проблемы. 22.10.03 года Законодательное собрание Приморского края внесло изменения и дополнения к постановлению Думы Приморского края от 29.05.01 г. № 966 о краевой целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в приморском крае на 2001-2003 гг."

В этом документе указывается на важность создания реабилитационного центра совместно с Владивостокской и Приморской епархией РПЦ МП. По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского, и личной инициативе и заинтересованности губернатора Приморского края Дарькина С. М. в настоящее время создаётся при приходе святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Владивостоке Душепопечительский Центр реабилитации наркозависимых. Есть определённые сложности и со стороны священников. Прежде всего, некоторая инертность, ограниченность физических возможностей. Но основная сложность - это найти среди врачей - наркологов и психологов людей, имеющих теоретический и практический опыт православной христианской жизни.

В проблеме с наркоманией многое зависит от взаимопонимания врачей и священников. Основным препятствием, чаще всего, есть разность мировоззрений.

Это при том, что большинство населения, наверняка, и присутствующих в зале формально являются православными, т.е. крещённые в православной вере.

Абсурд и состоит в том, что мы не используем то, что имеем. Очередной раз пренебрегаем проверенным опытом целых поколений. Ищем что-то новое, забывая о старой истине, что новое - это хорошо забытое старое. Сейчас, слава Богу, есть возможность по плодам узнать и о нынешнем времени, проблемы которого мы ныне обсуждаем. И о не столь далёком времени, когда сеялись семена всего этого. И о том времени, когда подобных проблем в принципе не могло быть, прежде всего по масштабам. Сейчас очевидно, что сочувствия со стороны врачей по отношению к православной Церкви уже не достаточно. Т.е. такого отношения, когда можно оставаться в стороне от духовного соучастия. Врачам нужно уметь заботиться о своей душе, прежде чем заботиться о других. Воистину: врач, исцели себя сам.

Наше духовное невежество и служит почвой для отчаяния и безисходности среди врачей и пациентов. Обращению к сомнительной практике различных лжеучений и даже, магии и оккультизма. Духовный вакуум заполняется сомнительным опытом "центров" протестантского и сектантского содержания, заменяя химическую наркоманию на духовную. Неоднозначно наркологами оценивается и программа "12 шагов", не говоря уже о духовной оценке этих "шагов".

Практический опыт работы Душепопечительских Центров (в Москве, Санкт-Петербурге) свидетельствует о том, что эффективность помощи отчаявшимся болящим, с тяжелой психоматической паталогией, с наркологической и алкогольной зависимостями резко возрастает в православных Душепопечительских Центрах, где совместно трудятся священники, православные врачи, психологи, педагоги, а также проводится работа с семьей, а не только с пострадавшим, болящим человеком и обязательно используется катехизация, церковная жизнь, в меру духовного опыта, паломнические поездки, братская взаимопомощь и многое другое.

Чем объяснить эффективность подобных центров? Православное мировоззрение даёт возможность установить главные и истинные причины наркологической и любой другой зависимости, избежать обмана под видом "света и ангелов", использовать необходимые условия и средства для заботы о душе человека во всей полноте.

Если мы забудем о душе наркомана, то окажемся не в состоянии ему помочь. Лекарствами, физическим воздействием мы сможем привести организм в более или менее нормальное состояние (да и то, нормальное лишь в смысле биохимических и других показателей), но никогда врач не сможет изменить мир ценностей наркомана, стиль его жизни, он к этому не призван. Поэтому уже здесь, на этапе лечения, важна помощь священника, который должен работать вместе с психологом. Результат обязательно будет положительным, если оба они будут придерживаться одинаковой идеологии. К примеру, если психолог начнет говорить с больным вопреки православным канонам с позиции психоанализа, цель не будет достигнута. Если психолог предложит наркоману реализовать свои скрытые возможности,- например, переключиться на "нереализованное либидо", раскрепоститься, то больной заменит одну страсть другой. Для такого психолога наркомания - плохо, а блуд - хорошо. Он не считает любодеяние злом, тем более, что в современном обществе насаждается мнение, что блуд крайне полезен для здоровья. Иногда даже врач якобы для сохранения семьи советует одному из ее членов завести "друга" или "подругу". Это говорит о крайнем разложении нравственного сознания человечества. Не так давно за прелюбодеяние закидывали камнями, а сегодня смертный грех становится нормой жизни. Психоаналитик может переключить наркомана с одной страсти на другую, и из наркомана человек превратится в развратника.

Очень важно понять, что для невосприимчивости любых порочных зависимостей, в том числе и наркомании, человеку нужен нравственный и духовный иммунитет. Приобретается он только через христианскую заботу о душе. Создание православных Душепопечительских Центров подтверждает это на практике.