Духовные аспекты наркомании

Чтобы истинно противостоять любой проблеме, крайне важно знать её причины.

Какие причины наркомании обычно выделяют: социальные, культурные, семейные, психологические, этнические, биологические, экономические, криминальные и ещё какие угодно. Очевидно, что этого недостаточно. Об этом говорит реальность. Нужно признать, что, несмотря на все усилия, как говорится, всех времён и народов, государств и общественных организаций, медицины и различных "целитильств", проблема наркомании остаётся неразрешимой. Более того, темпы распространения наркомании неудержимо увеличиваются, принимая характер пандемии. По крайней мере, у нас в России. Такая картина должна заставить принципиально пересмотреть представление о наркомании и о методике противостояния ей. В последнее время всё чаще говорят о духовной причине. Одни от безысходности, другие от возможности реализовать свои "скрытые" возможности, часто корыстные. Третьи - от свидетельства фактов помощи в различных религиозных организациях. Чтобы избежать очередной раз самообмана, нужно понятию духовности придать конкретное значение. Что значить, противостоять духовно? Чему и когда нужно противостоять духовно? Что значить "духовный"? Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля даёт следующее определение: Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

Противостоять духовно - это значить, жить духовной жизнью, заботиться о своей душе. Говоря о духовности, мы имеем в виду определённые религиозные выражения нашей духовной жизни, такие, как молитва, как подвижничество. Духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святой Дух. И то, что мы называем духовностью, обычно - это таинственное проявление действия Духа Святого.

У нас на Руси есть явное преимущество - воспользоваться родным проверенным опытом духовной жизни в Православной вере. Тем более, что подавляющее большинство жителей России, да и наверняка, присутствующих в этой аудитории, это люди крещенные в Православии. Крещенные но, как говорится, не просвещенные. Из крещеных, можно говорить, большинство не пользуются тем, что нам дано в крещении. Не заполняют душу свою соответствующим содержанием. Одним этим условием мы подвергаем себя дополнительным опасностям. В Евангелии есть место, где указывается на эту опасность. (Матф.12,43-45.) "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом". Первое изгнание нечистой силы из души человека происходит именно в крещении. И если после крещения человек дом свой, душу свою не заполняет тем, что соответствует Богу - то и случается указанное в Евангелии: последнее хуже первого.

Одним из плодов этого "последнего" и является наркомания. Именно, наше духовное невежество и небрежение, является одной из главных причин того зла, в котором пребывает наше общество. И наркомания только часть этого общего зла.

Во многом неэффективность борьбы с наркоманией можно объяснить именно этим: грех все больше и больше входит в нашу жизнь, постепенно становясь нормой для общества (так называемые "гражданские браки" т.е. блуд и мн. др.). Нормой нашей жизни становится идеология потребительства и вседозволенности, основанные на эгоизме, гордости, самонадеянности, высокомерии и пр. пороках. "Бери от жизни всё!" - девиз нынешнего времени. Многие даже не считают это пороком. Наркомания и является логическим завершением подобных "норм", плодом, который показывает на качество дерева, которое его питает. Наркоманию в таких условиях преодолеть никак нельзя.

Духовный подход должен обязательно учитывать созависимость каждого из нас греху. В обычном понимании о созависимости говорится по отношению, прежде всего, к родственникам наркозависимых. Но, когда мы говорим о зле, то и противостоять ему нужно и всем вместе и, каждому в отдельности члену общества. А то, что получается: все стремятся помочь наркоманам, но каждый из нас подвержен множеству других пороков. Это и гордость, и блуд, и сребролюбие, и накопительство, и чревоугодие, и лицемерие, и корысть, и ложь, и вражда, и зависть, и пьянство, и многое - многое другое. И что самое страшное, даже не пытаемся от этого избавиться. Других пытаемся спасать, а сами тонем. Не безумие ли это. Победить зло, если ты ему служишь, невозможно.

Наркомания победима только в одном случае: если целью в противодействии наркомании является грех и, используются те условия и средства, которыми грех победим. То, что до сих пор широко используется в противодействии наркомании, не имеет в своём арсенале главного - чем побеждается грех.

Основные условия противостояния злу известны напротяжении 2000 летней истории человечества:
1)Знать источник зла. Он один - это дьявол.
2)Знать его свойства: безграничное лукавство, ложь и пр. непотребства.
3)Власть его над человеком мнимая и только там, где есть грех. По сути, грехом человек сам, вольно или невольно, служит дьяволу.
4)Собственных сил у нас нет, чтобы противостоять злу.
5)Зло побеждается только Божьей помощью.
6)Эта помощь приобретается в конкретных условиях и конкретными средствами, которые есть только в Церкви Христовой. Свидетельством этого являются множество святых нашей Церкви, на протяжении всей истории её существования.
7)Человек должен обратиться к Богу за помощью и жить православной жизнью: молиться, соблюдать посты, исповедоваться, причащаться, прикладывая к этому и добрые дела.

В наше время практическое применение это находит только в опыте православных Душепопечительских центрах реабилитации наркозависимых и алкоголиков. Прежде всего, это опыт ДПЦ Иоанна Крондштадского в Москве. Цифры и содержание их работы говорят сами за себя: 80-90% стойкой ремиссии.

У нас во Владивостоке подобный центр создан при приходе святого праведного Иоанна Крондштадского. Нужно подчеркнуть, что в подобных центрах духовный подход обязательно сочетается с помощью нарколога, психолога, а при необходимости и других специалистов.

Очевидно, что проблема наркомании связана и с тем, чуждым нашей традиции, устройством России, которое нам навязывают, с распадом семьи и, главное, с утерей опыта церковной жизни.

Уместно вспомнить историю: без прошлого правильно оценить нынешнее невозможно. Я не буду оригинальным, если ваше внимание перенесу в то время, когда после Великой Отечественной войны определялись пути дальнейшего развития мирового сообщества. Очень похоже, что по одному из сценариев, написанных тогда Даллесом, и развиваются нынешние события. "Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей.

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России (выделено мною - О.П.).

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят - в глубинах народных масс. Литература, театр, кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху...

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - все это мы будем насаждать ловко и незаметно...

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколениeм... Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот как мы это и сделаем". Правда.11.3.1994.

Вот, где берет свои корни война, о которой сейчас говорит открыто наш Президент и правительство. Насилие, терроризм, наркомания, алкоголизм, разврат и многое другое, что можно назвать одним словом - грех, и является главным оружием в этой войне. И нужно сказать, что это оружие страшнее и ядерной бомбы. Потому, что убивает в человеке истинную ценность - душу, лишая жизни вечной. События в Беслане открыли нам лишь малую часть того зла, в котором пребывает наше общество. Достаточно сравнить: ежедневно в нашей стране осуществляется трагедия во много раз превосходящая бесланскую - внутриутробно убивается сотни детей. И мы удивляемся, откуда у нас наркомания и прочие беды.

Следовательно, проблема наркомании заключается не в наркозависимости, а в самом образе жизни. Чтобы бороться с наркоманией, нужно вообще изменить свой образ жизни. Главное - Богоугождение, стремление к праведности, благочестию, целомудрию и святости.

Сегодня время благоприятное для того, чтобы принципиально переломить ситуацию с проблемой наркомании. Прежде всего, заставив задуматься каждого о своем отношении к главному, к своей душе, о личном противостоянии общему злу, часть которого в каждом из нас есть. И то, что сейчас кажется невозможным, вполне может стать реальностью. (Матф.19:26) "А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".

Прот. Александр Талько.