Круглый стол по проблеме наркомании

Еще раз хочется обратить наше внимание на основные причины наркомании и проблемы с её преодолением. Нужно признать, что, несмотря на все усилия, как говорится, всех времён и народов, государств и общественных организаций, медицины и различных <целитильств>, проблема наркомании остаётся неразрешимой. Более того, темпы распространения наркомании неудержимо увеличиваются, принимая характер пандемии. По крайней мере, у нас в России. Такая картина должна заставить принципиально пересмотреть представление о наркомании и о методике противостояния ей. Уместно вспомнить историю: без прошлого правильно оценить нынешнее невозможно. Я не буду оригинальным, если ваше внимание перенесу в то время, когда после ВОВ определялись пути дальнейшего развития мирового сообщества. Очень похоже, что по одному из сценариев, написанных тогда Даллесом, и развиваются нынешние события. <Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей.

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. По-сеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем сво-их единомышленников, своих помощников и союзников в самой Рос-сии (выделено мною - О.П.).

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущ-ность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображе-нием, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят - в глубинах народных масс. Литература, театр, кино - все будут изобра-жать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ сек-са, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху...

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду на-родов - все это мы будем насаждать ловко и незаметно...

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколени-eм... Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развра-щать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот как мы это и сделаем>. Правда.11.3.1994.

Какие причины обычно выделяют: социальные, культурные, семейные, психологические, этнические, биологические, экономические, криминальные и ещё какие угодно. Очевидно, что этого недостаточно. Об этом говорит реальность. В последнее время всё чаще говорят о духовной причине. Одни от безысходности, другие от возможности реализовать свои <скрытые> возможности, часто корыстные. Третьи - от свидетельства фактов помощи в различных религиозных организациях. Чтобы избежать очередной раз самообмана, нужно понятию духовности придать конкретное значение. Что значить, противостоять духовно? Чему и когда нужно противостоять духовно? Противостоять духовно - это значить, жить духовной жизнью, заботиться о своей душе. И здесь множество примеров, что понимать это можно по-разному. На днях было сообщение, что у нас в городе заокеанскими специалистами проводились практические занятия по реабилитации наркоманов. Тоже подчеркивалось о важности духовного противостояния. И что же они использовали: современную музыку, ритмическую гимнастику, шейпинг и еще что-то в этом роде. Кто скажет, что не духовно? Просто, разные понятия о душе и духовности.

У нас на Руси есть явное преимущество - воспользоваться родным проверенным опытом духовной жизни в Православной вере. Тем более, что подавляющее большинство жителей России, да и наверняка, присутствующих в этой аудитории, это люди крещенные в Православии. Крещенные но, как говорится, не просвещенные. Из крещеных, можно говорить, большинство не пользуются тем, что нам дано в крещении. Не заполняют душу свою соответствующим содержанием. Одним этим условием мы подвергаем себя дополнительным опасностям. В Евангелии есть место, где указывается на эту опасность. (Матф.12,43-45.) <Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом>. Первое изгнание нечистой силы из души человека происходит именно в крещении. И если после крещения человек дом свой, душу свою не заполняет тем, что соответствует Богу - то и случается указанное в Евангелии: последнее хуже первого.

Одним из плодов этого <последнего> и является наркомания. Именно, наше духовное невежество и небрежение, является одной из главных причин того зла, в котором пребывает наше общество. И наркомания только часть этого общего зла.

Основные условия противостояния злу:
1)Знать источник зла. Он один - это дьявол.
2)Знать его свойства: безграничное лукавство, ложь и пр. непотребства.
3)Власть его над человеком мнимая и только там, где есть грех. По сути, грехом человек сам, вольно или невольно, служит дьяволу.
4)Собственных сил у нас нет, чтобы противостоять злу.
5)Дьявол побеждается только Божьей помощью.
6)Эта помощь приобретается в конкретных условиях и конкретными средствами, которые есть только в Церкви Христовой. Свидетельством этого являются множество святых нашей Церкви, напротяжении всей истории её существования.
7)Человек должен обратиться к Богу за помощью и жить православной жизнью: молиться, соблюдать посты, исповедоваться, причащаться, прикладывая к этому и добрые дела.
Это и есть те условия, которым можно истинно противостоять греху.

Наркомания победима только в одном случае: если целью в противодействии наркомании является грех и, используются те условия и средства, которыми грех победим. То, что до сих пор широко используется, не имеет в своём арсенале главного - чем побеждается грех. В наше время практическое применение это находит только в опыте православных Душепопечительских центрах реабилитации наркозависимых и алкоголиков. Прежде всего, это опыт ДПЦ Иоанна Крондштадского в Москве. Цифры и содержание их работы говорят сами за себя: 80-90% стойкой ремиссии.

У нас во Владивостоке подобный центр создан при приходе святого праведного Иоанна Крондштадского. Нужно подчеркнуть, что в подобных центрах духовный подход обязательно сочетается с помощью нарколога, психолога, а при необходимости и других специалистов.

Духовный подход должен обязательно учитывать созависимость каждого из нас греху. В обычном понимании о созависимости говорится по отношению, прежде всего, к родственникам наркозависимых. Но, когда мы говорим о зле, то и противостоять ему нужно и всем вместе и, каждому в отдельности члену общества. А то, что получается: все стремятся помочь наркоманам, но каждый из нас подвержен множеству других пороков. Это и гордость, и блуд, и сребролюбие, и накопительство, и чревоугодие, и лицемерие, и корысть, и ложь, и вражда, и зависть, и пьянство, и многое - многое другое. И что самое страшное, даже не пытаемся от этого избавиться. Других пытаемся спасать, а сами тонем. Не безумие ли это. Победить зло, если ты ему служишь, невозможно.

Во многом неэффективность борьбы с наркоманией можно объяснить именно этим: грех все больше и больше входит в нашу жизнь, постепенно становясь нормой для общества (так называемые <гражданские браки> и мн. др.). Нормой нашей жизни становится идеология потребительства и вседозволенности, основанные на эгоизме, гордости, самонадеянности, высокомерии и пр. пороках. <Бери от жизни всё!> - девиз нынешнего времени. Многие даже не считают это пороком. Наркомания и является логическим завершением подобных <норм>, плодом, который показывает на качество дерева, которое его питает. Наркоманию в таких условиях преодолеть никак нельзя.

В других случаях, химическую зависимость пытаются заменить духовной через различные лжеучения и секты, выдавая <положительные> результаты. Создается такое впечатление, что за всеми этими мероприятиями против наркомании часто скрывается скрытое её распространение. Чего стоит принятое правительством постановление о легализации 10 минимальных доз наркотиков. Практически открываются новые возможности для дальнейшего распространения наркотиков.

Сегодня время благоприятное для того, чтобы принципиально переломить ситуацию с проблемой наркомании. Я думаю, что и нынешний автопробег внесёт свою достойную лепту в достижение этой цели. Прежде всего, заставив задуматься каждого о своем отношении к главному, к своей душе, о личном противостоянии общему злу, часть которого в каждом из нас есть. И то, что сейчас кажется невозможным, вполне может стать реальностью. (Матф.19:26) <А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно>.

Есть предложение: принять обращение участников нашего круглого стола к президенту, правительству и Государственной думе Российской Федерации. Выразить озабоченность проблемами наркомании и нелегального оборота наркотиками в стране. Решительно осудить последнее постановление правительства о, по сути, легализации наркомании, разрешением иметь в наличии 10 минимальных доз. Заявить о важности решительного духовного оздоровления нации на основе православных традиций, противлению духу потребительства, вседозволенности, развращения и др. порокам.

Недопустимости пропаганды насилия, нетерпимости, разврата, алкоголя и табака. Особой важности укрепления института семьи, уважения к родителям и к старшим.
Только подобными решительными действиями можно спасти нашу страну от вымирания.  

Следовательно, проблема наркомании заключается не в наркозависимости, а в самом образе жизни. Чтобы бороться с наркоманией, нужно вообще изменить свой образ жизни. Главное - Богоугождение, стремление к праведности, благочестию, целомудрию и святости.  

Нужно: 1) всеобщее понимание, что наркомания - это, прежде всего, грех. Т.е.- духовный феномен. И истинно противостоять ей, и множеству других пороков, можно только духовными средствами, связанными с заботой о своей душе.

2) Нужны компетентность и личный духовный опыт каждого, кто соприкасается с этой проблемой. Пока нормой жизни будут вседозволенность, эгоизм, потребительство по принципу <бери от жизни всё>- пороки в обществе будут только преумножаться.

Посторонними наблюдателями нам быть нельзя. Нужно понимать, что участие Церкви - это участие не только священнослужителей, но участие каждого её члена, каждого крещенного в православии. Это участие каждого из нас в личном противостоянии злу, прежде всего, тем порокам, которые внутри нас есть. Только потом логично противостоять злу вцелом, т.е. пытаться помочь кому-то. А так получается: в очередной раз мы надеемся, что найдется какой-то волшебник и победит наркоманию. А мы понаблюдаем со стороны, оставаясь в грехах детоубийства, блуда, сребролюбия, чревоугодия и мн.др.

3) Нужно понимать, что цель достигать важно не любой ценой. Когда мы говорим об эффективности реабилитации в религиозных организациях, нужно помнить и об очередной опасности. Из химической зависимости можно очень легко попасть в духовную зависимость своих лжеучителей и лженаставников. Что представляет собой другой вид зависимости - духовную. Это то, что относится к деятельности различных сект и лжеучений.