Наркомания - как духовно-нравственная проблема современного общества

Семинар-совещание по теме: "Актуальные проблемы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в молодежной среде ДвФО".

Доклад протоиерея Александра Талько: настоятель прихода храма святого праведного Иоанна Крондштатского, Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата, руководителя Душепопечительского центра реабилитации нарко- и алкогользависимых.

Несмотря на всю трагичность и бесчеловечность, наркомания имеет в себе явный положительный момент. Всем нам приходилось, так или иначе, претерпевать в болезнях боль. Особенно невыносимая - зубная. Врагу не пожелаешь. Но что было бы, если бы не было боли. Человек мог бы умереть от обычного кариеса, который легко может стать причиной смерти через флюс, остеомиелит и менингит. Боль обращает наше внимание на опасность и дает возможность избежать осложнений опасных для жизни. Т.е. из боли, явного зла, человек может извлечь для себя пользу.

Наркомания, с духовной точки зрения, и является такой болью, обращающей наше внимание на духовно-нравственное здоровье, как отдельного человека, так и общества вцелом. Именно духовно-нравственное состояние определяет благоприятность для развития в человеке пороков или добродетелей, зла или добра. Чтобы правильно противостоять наркомании, нужно понимать, в чем же состоит болезнь общества, что благоприятно для развития пороков, и что необходимо для пребывания в добре.

Наркомания, как боль, как плод, обращает наше внимание на то, что происходит изменение духовных, нравственных, культурных и образовательных ценностей, крах института семьи и падение в связи с этим числа заключаемых браков, пониженную рождаемость; рождение внебрачных детей, рост числа неполных семей, в которых воспитание детей, как правило, не может быть нормальным; появление нового порока - социального сиротства и много-много других пороков общества. Мы являемся свидетелями того, что за довольно короткий исторический период идет интенсивное изменение, смешение и подмена таких понятий, как что такое "хорошо" и что такое "плохо". Еще недавно недопустимым и позором считались такие явления, как тунеядство, эгоизм, внебрачные отношения, однополые связи, самоубийство (эвтаназия), магия, оккультизм и прочее. Нормой были патриотизм, самопожертвование, уважение к родителям, к старшим, верность, честность и многое другое то, что сейчас обесценено. Отсутствие государственной идеологии, христианской морали создают самые благоприятные условия для стихийного развития идеологии гедонизма - удовлетворения любых прихотей, получения удовольствия. Что, в конце-концов, и приводит к самоуничтожению.

Основными и ведущими составляющими развития наркотизации являются:
- связь с курением;
- связь с употреблением алкоголя, особенно пива, в детском возрасте;
- связь с другими нравственными пороками, особенно блудом, или сексом;
- падение ценности брака и семьи, отсюда - пороки воспитания детей;
- огромное влияние рок-музыки, которая является, наряду с ранним курением и алкоголизацией, прямой дорожкой к употреблению наркотиков;
- формирующее значение СМИ, особенно электронных.

Правильное понимание и отношение к духовно - нравственным вопросам может существенно помочь в проблеме наркомании через возможность активного воздействия на одну из составляющих экономики наркобизнеса, которой является спрос. Именно спрос и определяется духовно-нравственным состоянием человека.

Когда в различных слоях общества обсуждаются вопросы профилактики наркомании, никогда не фиксируется внимание на чрезвычайно важном вопросе духовности и нравственности. Духовность, как правило, сводят к необходимости здорового образа жизни. Но что такое здоровый образ жизни без религиозной морали и духовного воспитания детей и молодежи? Это красивая обертка, внутри которой находится пустышка. Тема здорового образа жизни не новая для нас. Как и моральный кодекс коммунизма без Бога не смог дать желаемых результатов, так и здоровый образ жизни без христианской заботы о главном, о душе - не сможет оправдать доверия, приобретая признаки идолопоклонства. Уместно вспомнить что, как и упоминаемый моральный кодекс основывается на Божественных законах, но без Бога, так и лозунг о здоровом теле взят из духовных источников, но без духовной составляющей. Ещё на рубеже 1-2 веков нашей эры известный римский поэт-сатирик Ювенал писал: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом. Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью".

Если мы всерьёз хотим противодействовать наркомании и создать эффективную её профилактику, то мы обязаны серьёзно продумать именно систему возврата к традиционным религиозным методам воспитания детей и молодежи. Только христианская нравственность может сдерживать необузданное стремление к удовлетворению прихотей и развитие на этом фоне различных психологических зависимостей. Нельзя всерьёз надеяться на избавление от наркомании без исцеления оскверненной грехом человеческой души.

Духовный подход должен обязательно учитывать созависимость каждого из нас греху. Сейчас многие говорят об объединении усилий. Но принципиальный вопрос: на какой основе? Когда мы говорим о зле, то и противостоять ему можно только духовно, личным опытом духовной жизни, через заботу о душе своей всем вместе и, каждому в отдельности члену общества. А то, что получается: все стремятся помочь наркоманам, но каждый из нас подвержен множеству других пороков. Это и гордость, и блуд, и сребролюбие, и накопительство, и чревоугодие, и лицемерие, и корысть, и ложь, и вражда, и зависть, и пьянство, и многое - многое другое. И что самое страшное, даже не пытаемся от этого избавиться. Других пытаемся спасать, а сами тонем. Не безумие ли это. Победить зло, если ты ему служишь, невозможно.

Во многом неэффективность борьбы с наркоманией можно объяснить именно этим: грех все больше и больше входит в нашу жизнь, постепенно становясь нормой для общества (так называемые "гражданские браки" и мн. др.). Нормой нашей жизни становится идеология потребительства и вседозволенности, основанные на эгоизме, гордости, самонадеянности, высокомерии и пр. пороках. "Бери от жизни всё!" - девиз нынешнего времени. Многие даже не считают это пороком. Наркомания и является логическим завершением подобных "норм", плодом, который показывает на качество дерева, которое его питает. Наркоманию в таких условиях преодолеть никак нельзя. Наркомания победима только в одном случае: если целью в противодействии наркомании является грех и, используются те условия и средства, которыми грех победим. То, что до сих пор широко используется, не имеет в своём арсенале главного - чем побеждается грех.

Той традицией и тем духовным стержнем, который охранял физическое и духовное здоровье наших народов, который оберегал их жизнеспособность, была религия! Для созидательной, а не разрушительной деятельности, Православная Церковь и предлагает духовно - нравственную основу в противодействии любому злу. Благотворное влияние Церкви на общество заключается в укреплении семьи, в защите нравственности, в раскрытии смысла человеческого бытия, без чего не может быть полноценного человека, гражданина своего Отечества.

Следовательно, проблема наркомании заключается не в наркозависимости, а в самом образе жизни. Чтобы бороться с наркоманией, нужно изменить свой образ жизни. Главное - это Богоугождение, стремление к праведности, благочестию, целомудрию и святости. Это касается не только наркоманов, но каждого члена общества.

Сегодня время благоприятное для того, чтобы принципиально переломить ситуацию с проблемой наркомании. Прежде всего, заставив задуматься каждого о своем отношении к главному, к своей душе, о личном противостоянии общему злу, часть которого в каждом из нас есть. И то, что сейчас кажется невозможным, вполне может стать реальностью. (Матф.19:26) "А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".

Нужно понимать, что цель достигать важно не любой ценой. Когда мы говорим об эффективности реабилитации в религиозных организациях, нужно помнить и об очередной опасности. Из химической зависимости можно очень легко попасть в духовную зависимость своих лжеучителей и лженаставников. Что представляет собой другой вид зависимости - духовную. Это то, что относится к деятельности различных сект и лжеучений. Часто поступая по известному принципу: " Чем бы дитя не забавлялось - лишь бы не плакало" - мы подвергаем себя и своих детей очередной опасности. Так, по мнению специалистов, мы незаметно создали себе проблему ещё страшнее наркомании - компьютерную и игровую зависимость. Степень этой опасности вполне соответствует тем мерам, которые предпринимаются в Чеченской республике по закрытию игровых автоматов.

Очень важно понять, что без цензуры нам не обойтись. Тот факт, что, так называемая демократия, категорически против всякой цензуры, ещё раз указывает на её враждебность человеку. Те проблемы, которые мы обсуждаем, неразрывно связаны с внедрением и распространением именно демократии, т.е. свободы порока, страстей и вседозволенности. По большому счету это и демократией назвать нельзя. Настоящая демократия не может в себе нести смертельную опасность для того же народа. Выживание отдельного человека и общества вцелом неразрывно связаны с ограничением: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". (1Кор.6:12). Я понимаю, что говорить о цензуре в масштабах страны в условиях навязывания нам принципов западной демократии и т.н. "общечеловеческих" ценностей не представляется возможным. Но есть цензура, о которой не нужно спрашивать разрешения и оглядываться на Запад. Это - совесть, личное противостояние греху и порочной жизни. Совесть вне Бога, её источника - умирает.

Война, о которой сейчас говорит открыто наш Президент и правительство, берёт свои корни из духовно - нравственного кризиса нашего общества. Насилие, терроризм, наркомания, алкоголизм, разврат и многое другое, что можно назвать одним словом - грех, и является главным оружием в этой войне. И нужно сказать, что это оружие страшнее ядерной бомбы. Потому, что убивает в человеке истинную ценность - душу, лишая жизни вечной. События в Беслане открыли нам лишь малую часть того зла, в котором пребывает наше общество. Достаточно сравнить: ежедневно в нашей стране осуществляется трагедия во много раз превосходящая бесланскую - внутриутробно убивается более 5000 детей. За двенадцать последних лет Россия потеряла убитыми столько же, сколько за всю Вторую мировую войну. Притом, что рожать нынче весьма дорого, половину бюджетных средств Минздрав охотно тратит на аборты.

И мы удивляемся, откуда у нас наркомания и прочие беды.

Предложения:
1) Создание программ по духовно - нравственному оздоровлению нации на уровне государства и регионов.
2) Создание экспертных общественных советов по духовно-нравственным вопросам при администрациях Края и городов, с включением в них представителей традиционных религиозных конфесий, психологов, врачей.
3) Просить Думу Приморского края о выступлении с инициативой в Государственную Думу о недопустимости и уголовной ответственности за пропаганду насилия, порнографии, разврата, вседозволенности, и пр. пороков.
4) Всячески приветствовать и поощрять проведение в молодежной среде духовно - нравственных бесед с православными священниками.
5) Внести духовный компонент в лечебные и государственные учреждения по реабилитации наркозависимых с привлечением Православных священников и представителей традиционных религий.
6) Рекомендовать местным СМИ настойчиво формировать непримиримость общественного мнения к человеческим порокам: эгоизму, непослушанию, вседозволенности, разврату и пр.
7) Запретить рекламу и распитие пива, алкогольных напитков, курение в общественных местах.
8) Обратить внимание на опасность, исходящую от компьютеров и игровых автоматов, приводящих к зависимости.
9) Как налогоплательщики, мы вправе требовать, чтобы средства, затрачиваемые на аборты, направить на поддержку рождения детей.

Очевидно, что предлагаемые условия способны создать самые благоприятные условия и силовым структурам для большей эффективности мероприятий, направленных на еще одну составляющую экономики наркобизнеса - на предложение.

Только подобными решительными действиями можно спасти нашу страну от вымирания.