Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?

XIX Международные Рождественские образовательные чтения
«Церковь и Государство: соработничество в решении общих задач»
Резолюция направления «Церковь и работа с молодёжью»:

26 января 2011 года по благословению главы Синодального отдела по работе с молодежью  Русской Православной Церкви, епископа Игнатия (Бронницкого), на базе Дворца пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы в рамках 10-го направления XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и работа с молодежью» при участии православных священнослужителей и мирян совместно со специалистами ФСКН России, системы здравоохранения и образования было проведено секционное заседание «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?».

По результатам проведения секционного заседания участниками был вынесен ряд предложений, которые мы считаем необходимым донести до Вашего сведения.

В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особый акцент ставится на тенденции, которая обнаружилась в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и продолжает оказывать негативное влияние на духовно-нравственное развитие детей и подростков, что приводит к формированию у них аддиктивного (зависимого) поведения, выражающегося в пристрастии к потреблению табака, алкоголя, наркотиков, игре на компьютере или игровых автоматах, склонности к сексуальной распущенности, основывающихся на гедонистическом, потребительском мировоззрении. В связи с этим целесообразно продолжить работу в направлении формирования духовно-нравственной культуры молодежи с привлечением ресурса Русской Православной Церкви, а также  всех соответствующих министерств и ведомств, что является основой первичной профилактики наркотизма на территории Российской Федерации.

В условиях текущей тенденции формирования из детских и подростковых групп различных субкультурных и просектантских объединений, чаще всего несущих в себе деструктивный потенциал как для личности, так и для общества, противопоставляющих себя исторически сложившейся национальной системе воспитания, особую значимость приобретает создание общероссийской молодежной организации с единым уставом и идеологией, базирующейся на православной традиции, этике и культуре.

Работу по интеграции в систему образования и здравоохранения программ первичной и вторичной антинаркотической профилактики, прошедших обязательную экспертизу в органах ФСКН России, Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также программ обучения навыкам здорового образа жизни, целесообразно проводить с возраста не ранее 14 лет, что соответствует 8-11 классам общеобразовательной школы. Привитие традиционных для России духовно-нравственных ценностей в рамках православного вероучения в центрах планирования семьи (любовь, верность, честность, ответственность, семейные традиции и т.п.) является первичной профилактикой различного рода нарушений поведения и преступности. Реализацию просветительских программ с изучением основ христианского мировоззрения имеет смысл начинать с дошкольного возраста по установленным государственным и церковным стандартам.

Программы третичной профилактики зависимого поведения (социальной реабилитации) в рамках традиции православного душепопечения в настоящее время успешно реализуются Душепопечительским православным центром святого праведного Иоанна Кронштадтского (г. Москва), Московской, Санкт-Петербургской и Ладожской, Екатеринбургской и Верхотурской, Ставропольской и Владикавказской, Новосибирской и Бердской, Владивостокской и Приморской, Кемеровской и Новокузнецкой епархиями. При этом программы, противоречащие традиции душепопечения страждущих, утвердившей себя в многостолетнем опыте Православной Церкви, несущие в себе псевдокатехизаторскую нагрузку, размывающие стержень национальной самоидентификации личности, за редким исключением не приводящие в лоно Матери-Церкви, в том числе программы, реализуемые по принципу «12 шагов» при поддержке групп самопомощи «Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы», являются малоэффективными  и бесперспективными с точки зрения привития православного мировоззрения, соответственно, не требующими использования церковными учреждениями на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата (аналитическая справка на 2 листах прилагается). В связи с этим особую значимость приобретает проведение миссионерской и катехизаторской работы с лицами, посещающими вышеуказанные программы.

Проект комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», подготовленный для утверждения на Священном Синоде во взаимодействии с Координационным советом по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению (рук. – игумен Мефодий (Кондратьев)) считаем недоработанным и требующим дальнейшего совершенствования при участии экспертов в области работы с зависимыми лицами, а также богословия как из числа священнослужителей, так и мирян – ученых, сотрудников православных душепопечительских центров, миссионерских отделов, отделов по работе с молодежью, реабилитационных общин, государственных служб, ответственных за снижение уровня алкоголизации и наркотизации российского общества.

 

Учебно-методический центр для обучения священнослужителей работе с зависимой молодежью считаем целесообразным создать на базе Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (амбулаторная работа) и Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (амбулаторная и стационарная работа).

С текстом резолюции секции 10.9 «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?» XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и Государство: соработничество в решении общих задач» ознакомлены и согласны.

 

игумен Анатолий (Берестов) - Председатель секции, руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, г. Москва
 

игумен Киприан (Ященко) - Ректор Института экспертизы общеобразовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, руководитель дирекции Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», кандидат педагогических наук
 

протоиерей Александр Талько - Настоятель прихода храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, руководитель Душепопечительского православного центра реабилитации нарко- и алкогользависимых Владивостокской и Приморской епархии, член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, г. Владивосток
 

протоиерей Дионисий Пучнин - Настоятель храма мучеников Флора и Лавра с. Зеледеево Кемеровской и Новокузнецкой епархии, руководитель православного реабилитационного центра «Возвращение» во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского
 

протоиерей Андрей Лазарев - Клирик Преображенского собора г. Кимры Тверской области, ответственный за взаимодействие между Тверской епархией и Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области, сопредседатель Кимрского отделения общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»
 

иерей Роман Тарасов - Руководитель отдела по работе с нарко- и алкогользависимыми лицами Уфимской и Стерлитамакской епархии
 

Медведева Ирина Яковлевна - Директор Института демографической безопасности, детский психолог, член союза писателей России, г. Москва
 

Адливанкин Изяслав Александрович - Руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, психолог
 

Федоренко Виктория Валерьевна - Старший преподаватель кафедры психологии, управления и педагогики Северо-Западной академии государственной службы, кандидат психологических наук, психолог Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской и Ладожской епархии

Глушкова Елена Владимировна - Заместитель руководителя центра социальной реабилитации Екатеринбургской и Верхотурской епархии по вопросам профилактики зависимостей, педагог-психолог

 Шепелев Игорь Геннадьевич - Куратор секции, заместитель руководителя Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г. Москва

 Каклюгин Николай Владимирович - Куратор секции, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, методист по работе с педагогическими кадрами и родительской общественностью в рамках профилактики зависимого поведения Отдела программно-методической деятельности ГОУ Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы, врач-психиатр

 26.01.2011 г., Москва

 

Приложение:

 СПРАВКА

о программе профилактики зависимого поведения и ребилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов»

В настоящее время имеют место попытки внедрения в Русскую Православную Церковь программы профилактики зависимого поведения и реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов», реализуемой в группах «Анонимные Наркоманы» («АН») и «Анонимные Алкоголики» («АА»).

Подробный анализ работы групп «АА» и «АН», работающих по программе «12 шагов», был проведен игуменом Анатолием (Берестовым) и опубликован в журнале Российской академии медицинских наук (РАМН) «Наркология» в 2009 году (№№ 5-7), а также несколько ранее разобран некоторыми санкт-петербургскими учеными и священнослужителями, доказавшими ее непригодность для использования в рамках православного душепопечения.

В течение короткого времени участники программы «12 шагов» в группах «АН» и «АА» усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют «12-ти шаговую» лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми.

При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между «правильными» программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями.

В связи с этим возникает вопрос, нуждаются ли наши соотечественники в такой «духовности», или все же нам удастся найти в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить жителей России собственной идентификации?

Программа «12 шагов» построена на обновленческих идеях так называемой «Оксфордской группы». Эта организация была создана в конце 20-х годов прошлого века инициативной группой в Оксфордском университете, что и обусловило ее название. Идеологами объединения были личности, далекие от христианского мировоззрения. Особенно мощным было развитие этого движения в нацистской Германии и странах Скандинавии. Одним из членов его был шеф СС и гестапо Генрих Гиммлер.

В исторической справке о возникновении сообщества «АА», приведенной на информационном Интернет-ресурсе «Анонимные Алкоголики Северного Кавказа», прямо говорится, что опыт упомянутой выше «Оксфордской группы» частично использовался при написании программы «12 шагов», что в поисках Своего Бога и глубокого духовного обновления основатели движения «АА» становятся членами «Оксфордской группы» и лишь в 1937 году выходят из ее состава, чтобы организовать «Группу анонимных алкоголиков».

Таким образом, в виде программы «12 шагов» предлагается особая духовная практика, якобы обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая ее участников к некоему Сообществу, способствуя тем переменам в них и в обществе, которые ни коим образом не могут способствовать укреплению в жителях России их национальной самоидентификации, чувства патриотизма и истинно христианского духа. Здесь уже нет места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и психологи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения «анонимному богу».

Программа «12 шагов» является нехристианской, способствует развитию у людей гордыни и формирует выраженную психологическую зависимость от участия в деятельности данной организации, при этом за редким исключением не приводя людей к Богу и Церкви. В результате развивается искаженная духовность. Ни в каких учебных пособиях, издаваемых адептами программы «12 шагов» не упоминается имя Иисуса Христа, а имя «Бога как мы его понимаем» или «Высшей Силы» используется лишь как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих подопечных и вовлечения их в замкнутый мир данного сообщества.

 

Вызывают сомнение заявления русскоговорящих участников международного движения «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы», нередко передаваемые через различные средства массовой информации и специализированные православные и медицинские печатные издания, свидетельствующие о высокой эффективности предлагаемой ими учреждениям Русской Православной Церкви методики. В частности, известно, что в 2006 году в Европе организацией «Кохрановское сотрудничество» было проведено исследование, которое включало в себя обзор результатов восьми испытаний за период времени, начиная с 1966 года. В него было вовлечено в общей сложности 3417 человек. Результаты общеевропейского научного обзора Кохрановского сторудничества следующие: «Ни одно экспериментальное исследование однозначно не показало эффективность групп «Анонимные Алкоголики» или других «12-ти шаговых» программ как варианта снижения алкогольной зависимости или проблем, связанных с ней».

 

По данным других литературных источников, эффективность вышеуказанной методики составляет всего от 2,5% до 5%. Как справедливо отмечала в своей статье «Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране», опубликованной в 2006 году в журнале «Наркология», директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, академик РАМН Т.Б. Дмитриева: «Нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)».