О духовной составляющей добрых дел

Протоиерей Александр Талько

«Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного».
(Матф.5:16).

 

Каждый человек по природе своих чаяний и надежд устремляется к доброму и хорошему. Периодически или постоянно подобные желания возникают и у материально обеспеченного человека, предпринимателя или бизнесмена. Даже есть такое понятие «мода» на добрые дела. Некоторые пытаются самостоятельно находить нуждающихся, некоторые заходят в храм и кладут в кружку для пожертвований незаметно, некоторые подходят к священнику и жертвуют в руки на конкретные дела. Некоторые жертвуют продуктами, вещами, услугами.
 Из опыта тех случаев, когда подходили ко мне, можно сделать вывод, что подавляющее большинство из них являются людьми не церковными, т.е. о душе своей в соответствии с православной верой не заботятся – не молятся, не соблюдают постов, не исповедаются, не причащаются. Многие живут в блуде, семейных изменах и многих других пороках, присущих духу мира сего. За каждым из подобных случаев скрывается личная трагедия, которую многие не видят, многие оправдывают. В том числе и своими добрыми делами и верой в Бога. Но всякое ли дело можно считать добрым? И почему народная мудрость предупреждает, что добрыми намерениями дорога в ад выстлана? Есть ли разница между добрыми делами и намерениями? Мне бы хотелось порассуждать на подобные вопросы.

Апостол Павел в послании к Римлянам (7.15) прямо говорит: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю».
С одной стороны, большинство людей имеют желание делать добро, а с другой – мир лежит во зле. Там же читаем далее (ст.19-22): «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
Суть закона нашего повреждения (или болезни), которые берут своё начало от грехопадения наших прародителей, и состоит в том, что (ст.21-25):
«…когда хочу делать доброе, прилежит мне злое; …Бедный я человек! …тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха».
Очевидно, что между благими намерениями и добрыми делами может быть существенная разница.  Разница и состоит в том, что в условиях духовного повреждения человека, которое называется греховность, враг рода человеческого – диавол получил возможность овладевать человеком именно через благие намерения, вводя человека в состояние, когда тот желаемое принимается за действительное.
 С одной стороны: «…человек оправдывается делами, а не верою только»? (Иак.2:24).
 А с другой – вера без дел мертва: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».(Иак.2:26).
 Важным условием добрых дел должна быть содействующая спасительная вера. И дела становятся истинно добрыми лишь тогда, когда служат достижению совершенства в вере: «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22)
Очень часто мы приступаем к добрым делам сердцем далеко отстоя от Бога, не задумываясь о воле Божьей.
Чаще всего человек руководствуется естественным стремлением к добру. Но, очевидно, что самого искреннего желания недостаточно, чтобы достигнуть желаемого. Народная мудрость это тоже замечает: «хочется как лучше, а получается, как всегда».
Возможность делать добрые дела дана каждому человеку.
Часто можно видеть примеры многих добрых дел и среди язычников, в обличение православных людей, которые забывают о доброделании, сводя весь смысл христианской жизни к молитве и Богослужениям. Чтобы избежать крайностей и нужно помнить, что у спасения, как известно, два крыла Вера и Добрые дела.
Когда добрые дела становятся самоцелью (т.е. дела ради дел), то возникает опасность им стать дьявольской приманкой, укореняющей в человеке гордость, тщеславие, самонадеянность и пр., что закрывает человека от Бога: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6)
Важно помнить, что истинные добрые дела важны не ради дел, а ради спасения, ради Христа и во Христе. Уподобляться Христу – вот предназначение добрых дел.
  «Те, кто говорят о спасении только через добрые дела, тем самым проводят некий знак равенства между ними и дарами Божьими. Добрые дела – это условие для проявления веры и любви, так как любовь к Богу и людям соединена друг с другом. Человек, надеющийся получить спасение за свои добрые дела, похож на нищего, который, собрав, несколько медных монеток, воображает, что на них можно купить царский дворец». (Архимандрит Рафаил (Карелин)).
Чаще всего, когда человек получает доступ к власти, материальным благам, он естественно  приписывает это своим заслугам, располагая себя к тому, чтобы уже ему служили окружающие. Но именно как раз тогда у него и появляется возможность использовать свое положение и возможности по назначению в соответствии с духовными законами.
 Если Сам Христос пришел «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить для многих» (Матф.20:28), то и те, кто следуют за Христом, должны поступать также:
 «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». (К Филип. 2:2-4);
 «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:10). А если не поступаем также, то и следуем не за Христом.
 Почему в настоящее время мало людей воцерковляющихся, особенно, предпринимателей, бизнесменов, власть имущих? Во многом это можно объяснить ложным обличением совести.
Суть этого обличения отображена в словах: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне». (Матф.6:24).
Почему «ложное» обличение совести? Потому, что оно ищет и находит оправдание, что бы не менять свою жизнь: «так все живут», или «правильно жить не возможно» и пр.
Это совсем не значить, что не нужно стремиться к лучшей жизни и не нужно заботиться об одежде, жилье, пище и пр.
В условиях, когда нельзя объять необъятное, важна иерархия приоритетов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (От Матфея 6:33).
 «Для спасения необходимо обожение человека, которое начинается в земной Церкви, переходит и продолжается в небесной и не кончается никогда. Только через крестную Жертву Христа и благодать Духа Святого, действующего в Церкви, человек может осуществить свое истинное предназначение – стать богом по благодати в вечности».(Архимандрит Рафаил (Карелин)).
В других условиях попытка добрых дел может быть связана с намерением «обойти» совесть, «откупиться» от неё, уйти от главных своих внутренних  проблем: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Иоан.3:20-21).
Апостол Павел прямо указывает: «…знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (К Ефесянам 5:5).(Любостяжатель -  корыстолюбец, сребролюбец, стяжатель, шкурник).
Добрые дела имеют свое истинное предназначение именно для того, чтобы человеку, делающему их, обнаружить свои немощи, пороки – гордость, тщеславие, маловерие, леность и пр.
И обнаружив, возыметь истинную потребность в источнике всякого блага – в Боге. И, достигнув смирения и сокрушения в сердце, раскрыть себя для Его благодати – созидающей, очищающей, укрепляющей, спасающей.
Идеал отношения к добрым делам в православии заключен в понятии – все, что есть доброе во мне – это от Бога, а мои – только грехи.
Добрые дела необходимы в жизни христианской именно для того, чтобы нам свидетельствовать о своей верности Христу, о своем пребывании в том союзе с Ним, в который мы вступаем в день Крещения, отрекаясь в то же время от диавола и всех дел его.
Очень важно, нося имя христианина, не жить по язычески. Покорен ли ты заповедям  Христовым и не творишь ли дел, угодных дьяволу, думая оправдаться добрыми делами, часто и делая их «на копейку»?
Даже если мы и очень много делаем добрых дел, то не должны  обманывать себя, зная, что грехом, как ложкой дёгтя, можно все испортить.
 «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет». (Иезек.18:24)
Часто можно услышать выражение: «Мир спасет красота или любовь». Беда в том, что под понятием «любовь» подразумевается что угодно. Истинное содержание это слово приобретает только через признание христианской истины: Бог – это Любовь.
Не случайно в доброделании нужно вспоминать о Любви. В послании к Коринфянам говорится прямо: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1 Кор.13:3).
В Евангелии от Иоанна читаем о том, что значить «любить»: « Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
И так, любить – это значить соблюдать духовные законы. То, что мы видим в действительности, часто связанно именно с нарушениями Заповедей Божьих, а значит, является «псевдолюбовью», т.е. – самообманом.
Христианство и дает преимущество человеку в познании Божественных законов и практическом использовании их в своей жизни, чтобы желаемое не принимать за действительное.
В доброделании тоже очень важно не обмануться: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой (в т.ч. и «добрые дела», прим. автора) на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (От Матфея 7:24-27).
Будем же рассудительны, заботясь о плодах своего доброделания: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (От Матфея 7:20-21).
В нынешнее время особенно важно учиться делать добро, не забывая, что «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».(От Матфея 7:19).
Для достижения правильных плодов в доброделании необходимо учитывать Евангельские истины.
«Работающие Господу внешне не видны, нередко даже презираемы и гонимы; но зато внутренно зреют постоянно в совершенствах духовных, которые в другом мире возсияют в них, как солнце, и дадут им соответствующее место и блаженство». (Св. Феофан Затворник).
Нужно избегать самонадеянности, помня, что говорил своим ученикам Господь: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Иоан.15:5).
Или апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (К Филип.4:13).
Важно научиться богатеть в Бога, «собирая себе сокровища не на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». (Матф.6.19-20).
Только те дела попадают в небесную копилку, которые делаются не напоказ: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Матф.6.3-4)
«Благотворений не забывайте, и милость Божия осенит вас (5, п. 761, с. 13). Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Блаженимилостивии, яко тиипомиловани будут... Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего. Сам Он сказал: "Что сделаете им бедным, Мне сделаете..." (Свят.Феофан Затворник).
«В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тотчас и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это тоже, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто со вне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира».
 «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». (К Филиппийцам 4:8).
7 декабря 2009 года по благословению Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Кирилланебесным покровителем предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец. Дни памяти:  22 сентября и 31 октября. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1440-1515) вошел в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и  государственного единства. Известный своей хозяйственной деятельностью, направленной на укрепление церковного авторитета и влияния в  общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для  совершения дел милосердия.